Богатырские забавы

 

 

 

 

 

“БОГАТЫРСКИЕ ЗАБАВЫ” 

 

Традиционно, богатырские забавы русского народа существовали в виде различных видов физической активности и игр с выраженным явно или в редуцированном виде военно-прикладным сюжетом. Испокон веков существовало большое разнообразие видов рукопашных состязаний, развивающих различные специальные физические качества, а также навыки прикладного боя. Обучение единоборствам проходило в состязательно-игровой форме, которая получила определение «воинская состязательно-игровая традиция». Термин воинская состязательно-игровая традиция характеризует явление в историко-этнографическом смысле и в контексте теории этноспорта он становится частью понятия «традиционные воинские игры и забавы».

Описание спортивных мероприятий:

Спортивные мероприятия представляют собой этнокультурные традиции публичных состязаний – Традиционных игр, исконных забав, имевших место во время массовых сходов, приуроченных к календарным праздникам или религиозным обрядам; как правило, устраиваются в местах, связанных с историей и культурой коренных народов; они формируют телесное и духовное выражение адаптации человека к природной и историко-культурной среде.
 Понятие «традиционные игры» широко используется в мире и включает в себя многообразие традиционных видов физической активности.

Сами состязания представляют собой:

Индивидуальные (поднятие тяжестей, метание предметов, иные состязания на силу, ловкость, смекалку)

Парные (один на один)

Групповые (ограниченное, равное количество соперников)

Коллективные (все, изъявившие желание)

Традиционные игры провозглашены ЮНЕСКО неотъемлемой составной частью Всемирного культурного наследия человечества и служат воспроизводству этнокультурной идентичности и культурного многообразия. 

 

У каждого коренного народа складывается свой комплекс традиционных видов физической активности, причём их набор может иметь различный качественный состав у локальных групп или субэтносов одного народа, проживающих в различных географических и климатических условиях. Даже беглый анализ показывает, что на их состав наиболее значительное влияние оказывает ландшафт и способы ведения хозяйственной деятельности. У каждого народа складываются особые знаковые формы традиционных игр и исконных забав, которые в границах проживания этноса имеют практически повсеместное (или почти повсеместное) распространение, и служат маркером «свой-чужой», выполняя функцию этнического знака. Они позволяют носителям культурной традиции безошибочно выделять себя из окружающего мира, в том числе культурно противопоставить себя другим народам. Благодаря этому осуществляется процесс культурной идентификации. Как правило, эти традиционные игры имеют характерное отличие от аналогов у других народов.

Прежде всего, такими знаковыми формами являются традиционные воинские игры и забавы. Воинское дело во все время отражало наиболее передовые достижения народа, было остриём, как в области науки и ремесла, так и в области педагогической мысли и техники (способов ведения рукопашного боя). Воинское умение являлось предметом особой гордости народа. Эпос и народная молва, восхваляли героев, проявивших силу и ловкость в реальных и игровых поединках.

С древности традиционные воинские игры и забав существовали, как формы подготовки и выработки устойчивого навыка, контроля уровня подготовки, служили средством воспитания и социализации. Приёмы рукопашного боя накапливались, совершенствовались и вместе с трудовыми навыками передавались из поколения в поколение. До распада традиционного образа жизни народов и появления спорта, как социального явления, воинские игры и забавы были основным средством физического воспитания всех членов общества.

Состязательный раздел традиционного единоборства (рукопашка) включает в себя спортизированные воинские забавы: борьбу за-вороток, поединок один-на-один и палочный бой.

Достоверные сведения о традиционных состязаниях борцов у русских относятся к эпохе Древней Руси и датируются X—XI веками. Одним из популярных видов борьбы была борьба «за вороток» или «об одной ручке». Упоминание об этой борьбе дошли до нас в былинах киевского цикла:

«Ай же славныя, богатыри святорусьския! Кто из вас есте горазд бороться об одной ручке?».

В том или ином варианте борьба с захватом одной рукой за ворот одежды соперника на территории России встречается практически повсеместно. Известно несколько разновидностей этой воинской забавы.

В первой из них правила обязывали борцов сделать обоюдный захват одной рукой за ворот одежды противника и сохранять его до окончания поединка. Какие-либо захваты другой рукой не разрешались.

В числе народных воинских забав в классических работах по этнографии восточных славян повсеместно упоминаются палочные бои.

Летописные предания связывают возникновение этого обычая в Новгороде. Так, Софийская первая летопись повествует: «И вринуша» его в Вохов. Он же, пловя сквозь великы мост, верже палицу свою и рече: «На сем мя поминают новгородскыя дети». По Густынской летописи, поверженный идол Перуна, плывя по Волхову, «верже… палицею… на мост и уби тамо мужей килка… новгородцев, яко оттоле в сие время… коеждо лето на том мосту люди собираются и разделишася надвое играющее убиваются». О широком бытовании палочных боёв в средневековом Новгороде свидетельствует то, что этот обычай упомянут в проекте договора новгородцев с немецкими городами 1270 года. В нём отмечается, что «между дворами немецкими не должна быть терпима неистовая забава, в коей люди бьются дрекольем». Не случайно, по-видимому, сцены палочных боев неизменно присутствуют в былинах о новгородском герое Василии Буслаеве.

Особой формой поединка на Руси являлся обычай так называемого «поля», когда в споре обидчик традиционно вызывался на поединок, который решал кто прав, а кто виноват. Подобные поединки относились исторически к принятому в обычном праве способу определения победителя в тяжбе, который именовался «божий суд», или ордалии. Ордалии, наряду с поединком включали так же такие испытания как испытания огнём и водой.

В. И. Даль в своём Толковом словаре так определяет это явление: «Поединок — бой, по вызову, один-на-один, единоборство; дуэль; драка в одиночку, голова-на-голову, старинное поле и Божий суд». В народной среде обычай решать спорные вопросы в поединке просуществовал в России вплоть до середины XX века, а в детской среде до конца прошлого века. Это говорит об устойчивости данной традиции. Поединки могли проходить, как в виде состязаний в кулачном, палочном бое или борьбе, так и в виде свободного боя с применением приёмов кулачного боя и борьбы. Использование того, или иного технического арсенала могло определяться предварительным уговором, либо зависело от принципиальности самого конфликта, серьёзности спора, а также от региональных особенностей, традиционных укладов отдельных населённых пунктов и групп населения. Как правило, жители одного населённого пункта выясняли отношения в поединках в виде кулачного боя и борьбы, а с жителями других населённых пунктов в свободном поединке. Сегодня по этому виду состязаний проводятся соревнования на выбывание и по-вызову. Схватка проходит в стойке и на земле. Согласно народной традиции удары ногами выше пояса запрещены. В спортизированном варианте поединка один-на-один основное время схватки ограничено тремя минутами и одной минутой дополнительного времени. Схватку выигрывает рукопашник, выполнивший удушение, болевой приём, или, поразивший соперника ударом, после которого последний не может продолжать бой. Так же бой выигрывает боец, выполнивший забивание соперника стоя — по правилу «до одного раза», или забивание сидя — по правилу «до трёх раз». Если основное время закончилось в ничью, то в дополнительное время побеждает рукопашник, первым выполнивший результативные действия или удержавши соперника на земле больше 10 секунд. Боец, на лице которого появилась кровь проигрывает схватку.

Стеношный бой (бой стенка на стенку) — самая популярная коллективная воинская забава в кулачном бое, где участвовали две противоборствующие партии, бытовал в России с древнейших времён. Существовали различные названия этого вида состязаний: «кулачки», «стенка на стенку», «стена на стену», «стенки», «бой стенками», «стенной бой», «стеношный бой». В целом для русских характерны единые правила проведения состязаний на всей территории расселения.

Упоминания о традиционных состязаниях в кулачном бое русских появляются сравнительно рано. Так, С. М. Соловьев не без основания полагал, что один из фрагментов «Повести временных лет», — «видим бо игрища утолчена и людей множество на них, яко упихати начнут друг друга…» (1068 г.), сообщает о состязаниях в борьбе или кулачном бою. Наиболее древнее изображение кулачных бойцов находится на фреске Киевского Софийского собора XI в. Первое упоминание, которое описывает кулачный бой, мы обнаруживаем под 1274 г. в Лаврентьевской летописи. Так, на духовном сборе во Владимире митрополит Кирилл говорил: «Узнал я…, в божественные праздники со свистом, кличем и воплем бьются…».

Характерная черта стеношного боя — линейные построения, необходимость которых диктуется задачей состязания: вытеснить противоположную партию с боевой площадки. В момент схватки линия нередко разрушалась, однако участники стремились сохранить взаимодействие. Отступивший противник перегруппировывался, собирал новые силы, и после передышки, снова вступал в бой. Таким образом, бой состоял из отдельных схваток и длился обычно несколько часов до тех пор, пока одна из сторон окончательно не одолевала другую.

Масштабы массовых кулачных боев были самыми различными. Бились улица на улицу, район на район, село на село, группа сел на группу сел и т. п. Нередко кулачные бои собирали несколько тысяч участников.

Традиционные игры  — публичные состязания в виде исконных забав, являющиеся составной частью этнокультурных обрядов и традиционных праздников. В настоящее время традиционные игры проводятся как этнокультурные фестивали и провозглашены ЮНЕСКО неотъемлемой составной частью культурного наследия человечества.

В современной медиакультуре мы также наблюдаем трансформацию образа богатырей. Эта трансформация может сочетать в себе как элементы традиционного прочтения феномена богатырства, так и элементы модернистической интерпретации образа русского витязя. Отчасти такая трансформация является настолько глубокой, что приводит к полному отрицанию традиции в трактовке образов богатырей, опровергая культурную ценность данного образа, превращая сам феномен богатыря в симулякр.

Героические идеалы древности не столько обращены в прошлое, сколько завещаны будущим поколениям, поэтому переосмысление феномена русского богатырства является характерной чертой современного этапа развития отечественной медиакультуры. Именно в этом заключается актуальность и значимость реализации проекта «БОГАТЫРСКАЯ ЗАСТАВА».

Поделиться: