Валентина Никешичева выпускница Российской Академии Музыки им. Гнесиных, историко-теоретико-композиторский факультет, дает ответы на невероятные вопросы:
Почему балалайка - символ России?
Балалайка – какая она? Какие возможности на самом деле таит в себе этот старинный инструмент?
У большинства при упоминании одного её названия в голове тут же возникает уже устоявшееся клише: медведь-водка-балалайка-матрёшка.
(Кадры из фильма «Собачье сердце»)
А что если посмотреть на неё повнимательнее, без фильтров?
Художник - И.Врубель
ТИПЫ БАЛАЛАЙКИ
Академическая балалайка
Балалайка имеет уникальное звучание! Её струны изготавливаются из металла и нейлона либо карбона.
Фото со страницы мастера В.Беляева
Это сочетание материалов позволяет комбинировать мягкий тембр нейлоновых струн со звонким и ярким тембром металлических. Техника игры на этом инструменте на сегодняшний день достигла огромных высот:
Композиторы пишут произведения для балалайки и ансамблей:
Нельзя не сказать о виртуознейшем исполнителе Алексее Архиповском, который настолько крут, что открывал Евровидение 2009
и играл с Томми Эммануэлем
Естественно, акустические и технические возможности балалайки не остались без внимания и на эстраде:
А где-то он нужен для создания специфического колорита:
Разумеется, современные музыканты экспериментируют с различными звуковыми эффектами (см. с 02:05))
«Дисторшн» на слух практически не отличим от гитарного)
А вот пример того, как используется на балалайке дилей (одна из моих любимых композиций Архиповского):
«Популярная» балалайка»
Помимо виртуозной игры, балалайка с успехом выполняет ту же функцию, что и укулеле:
Узкий гриф и маленькое количество струн позволяют достаточно быстро и просто освоить инструмент и играть на нём аккорды к известным песням. Сейчас существуют даже табы для балалайки:
Традиционная балалайка
Не будем забывать, что балалайка изначально была, да и сейчас остаётся деревенским инструментом.
В разных регионах её настраивают по-разному, более того, различается даже количество струн (от 2 до 6)
В деревне у балалайки несколько иная роль, чем на сцене. Здесь на ней чаще всего играются особые наигрыши, под которые поют припевки или пляшут:
Существуют даже специальные наигрыши с припевками под драку, которые распаляют противников.
Балалайка звучит во многих регионах России:
Конечно, и в деревне были и есть музыканты-виртуозы, самостоятельно обучившиеся своему мастерству. например, Алексей Леонтьевич Леонов:
Трудно представить, как вообще после тяжёлого труда возможно так чётко и технично играть!!
ИСТОРИЯ БАЛАЛАЙКИ
Как же и когда появилась балалайка, инструмент столь неожиданной формы?..
Ответ на этот вопрос неоднозначный.
Судя по всему, балалайка пришла к нам из Азии. Если она и не произошла от домбрЫ , то, по крайней мере, является её ближайшей родственницей.
Домбра
Другая гипотеза – это её исконно русское происхождение.
Балалайка
По поводу названия инструмента тоже идут споры. В русском языке есть такие слова как балакать, балабонить, балагурить, которые гипотетически могут быть однокоренными слову «балалайка». В то же время - на тюркских языках «БалА» означает ребёнок, а «балалар» - дети. Хотя не очень понятно, при чём тут дети, - вопрос остаётся открытым.
Первое достоверное упоминание о балалайке встречается в Стрелецком приказе 1688 года, где говорится о том, что Савка Селезнёв и Ивашко Дмитриев ехали на «извозничьей лошади в телеге в Яуские ворота, пели песни и в тоё балалайку играли и караульных стрельцов, [которые стояли у Яуских ворот на карауле], бранили…»
Балалайки делались не только треугольными, но и круглыми, иногда их даже изготавливали из высушенной тыквы. Лады на грифе просто перевязывались кишечными струнами, а не врезались.
Инструментом интересовались и серьёзные музыканты: к примеру, придворный скрипач и композитор 18-го века Иван Хандошкин. Его балалайка была сделана из тыквы, а корпус был проклеен изнутри порошком битого хрусталя, отчего звук, по легенде, становился чистый и серебристый.
В 19 веке балалайка начала уходить в тень, её быстро вытесняли семиструнная гитара и гармонь.. Но в конце 19 века балалайкой в буквальном смысле слова «заболел» дворянин, музыкант-самоучка Василий Васильевич Андреев.
Вот его рассказ об этом:
«На ступенях крыльца сидел мой работник, крестьянин Антип и играл на балалайке! Я был поражён ритмичностью и оригинальностью приёма игры и никак не мог постичь, как такой с виду убогий, несовершенный инструмент, только с тремя струнами, может давать столько звуков! Помню, что тогда же, как калёным железом выжглась в мозгу мысль: играть самому и довести игру на балалайке до совершенства!»
Андреев взялся за дело с невероятным рвением. Он усовершенствовал строение балалайки, с трудом упросив скрипичных мастеров помочь ему сконструировать новый концертный инструмент.
Овладев мастерством игры, он начал с блеском выступать в высшем обществе. По подобию семейства симфонических струнных инструментов
он предложил создать балалайки разного размера, сейчас из них используются: прима, секунда, альт, бас и та самая гигантская балалайка - контрабас)
Андреев основал кружок,
Кружок любителей игры на балалайках, 1894г
выросший в Великорусский оркестр,
но его заслуги и новую роль балалайки окончательно признали только после огромного успеха в Париже. Хитом программы была песня «Эй, ухнем!» Оркестр гастролировал по России, выступал в Германии, Англии, США, и везде успех был просто феерическим. Это была настоящая музыкальная революция!
Андреев предложил и настоял на том, чтобы в войсках обучали игре на балалайке, тем самым невероятно увеличил количество людей, играющих на инструменте.
Балалайка стала настолько популярной в высших кругах, что даже члены царской семьи играли на ней! Знаменитый друг Андреева Фёдор Шаляпин однажды сказал ему: «Ты пригрел у своего доброго, теплого сердца сиротиночку-балалайку. От твоей заботы и любви она выросла в чудесную русскую красавицу, покорившую своей красотой весь мир…»
Балалайка продолжает развиваться и совершенствоваться, всё больше людей выбирают для себя этот инструмент. Звук балалайки имеет способность влюблять в себя на долгие и долгие годы, подтверждения этому мы видим уже как минимум 300 лет и, судя по всему, увидим ещё столько же)
В тексте использовалась информация с сайта http://www.balalaika-master.ru/history/
Также спасибо за информацию Варваре Летягиной.
Автор текста — Валентина Никешичева.