Сказание Старин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

“СКАЗАНИЕ СТАРИН”

 

Исходя из этого, весьма актуальной представляется реализация проекта «Богатырская застава», направленного на защиту традиционных духовно-нравственных ценностей народов России, культуры и исторической памяти, укрепление культурного суверенитета Российской Федерации, духовно-нравственное и патриотическое воспитание граждан на исторических и современных примерах.

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание представляет комплексный процесс, элементы которого имеют глубокую интеграцию с культурной и образовательной политикой, а также с политикой в области спорта и здравоохранения. В связи с этим концепцией проекта предусмотрена реализация трех основных направлений:

а) лекции (просветительского характера) - об эпосных богатырях, и богатырях наших дней. Их взаимосвязь.

б) исполнение - аутентичных эпосных былин, дошедших до наших дней, сохранившие и прославившие имена великих богатырей старинной эпохи.

в) спортивные мероприятия - массовые, богатырские забавы, для детей и взрослых. Старинные игры, сохранившиеся до наших дней.

В наши дни, воспитательный процесс терпит кризис, рекрутам (призывникам, кадетам, подросткам, детям и т.д.), меняют героев. Вместо Ильи Муромского – «железный человек», вместо Алеши Поповича – «человек-паук», вместо Добрыни Никитича – «хелбой». Воспитанники разных возрастов знают про западных вымышленных персонажей больше, и забывают о героях, живших и защищавших границу в различные исторические периоды.

Патриотическое воспитание может основываться на множестве аспектов. В нашем понимании необходимо отразить наиболее открытую, старинную, но малоиспользованую часть - эпос России. Это былины (эпос) о богатырях. Эпос, сказ о богатырях, песни, баллады, сказки, придания, дошедшие до наших дней. Всем известны эпосные три богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Олеша Попович, объединяет три сословия крестьянского , воинского и духовенского происхождения, каждый из них олицетворяет: силу и мужество, мудрость и храбрость, решительность, отвагу и воинскую смекалку (соответственно), и их образы стали собирательными, когда людская молва «объединила» их воинские качества в единый организм,  получился «идеальный отряд» богатырской заставы, что и легло в основу воспитания молодых рекрутов в исторические времена. Современная тенденция «засмеивать» образ, скованный веками, настораживает и невольно начинаешь задумываться о транслировании разных смыслов в поколениях при произношении имен этих богатырей.

Возглавляет «строй» богатырь древней эпохи, символизирующий уход «ветхого завета», Святогор-богатырь (Святая Гора), не мог передвигаться по земле, только по горам и камням, его земля не держала, на сколько он был огромен и могуч, и его диалог с Микулой Селяниновичем – это назидание жить по «новому». Микула поднял «тягу земную» (силу Святогора) и понес в «новую жизнь», то есть принял «благословение» от Святогора в «новый мир».

Добрыня Никитин сын (Никитич), профессиональный военный, женился на богатырше Настасье Микулишне (младшей дочери Микулы Селяниновича).

Старшая дочь богатырша, замужем за Ставром Годи́новичем, боярского рода, в описаниях попавшим в заточение в Киеве, и его жена, переодевшись в ордынского (полянского) посла (за это ее прозвали «поленица» или «полянщина»), одолев всех мужчин в силовых состязаниях – спасла своего мужа.

Все богатырские имена связаны между собой как единый организм, продолжая историю или «жизненный» урок. В данную нить необходимо вдохнуть новую жизнь, по примеру Святогора богатыря, Полных список имен, которые дошли до наших дней, огромен и поэтому отразим только часть их них:

Дунай Иванович, Марья Моревна, Ставр Годинович, Никита Кожемяка, Самсон Колыванович, Вольга Святославович (Всеславович), Илья Муромеч, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Микула Селянинович, Настасья Микулишна, Василиса Микулишна, Иван Гостиный сын, Данило Игнатьевич, сын его Михайло Данилович, Садко (богатый гость), Михайло Потык , Сухман Одихма́нтьевич (Даманти́евич), Авдотья Рязаночка, Анна Княженевская, Бутман Иванович,  Вавило скоморох, Варламий Кореткий, Егорий Хоробрый (Георгий Победоносец, образ святого героя располагается на гербе г. Москвы, также возродился в образе св. Георгия Победоносца – Уастырджи (Аланский герой)), Василий Касимирович, Данило Денисович, Иван Грозный, Косьян Степанович, Кастрюк, Касьян Степанович, Олег Вещий, Потам Артамонович, Соловей Будимирович, Чурило Пленкович.

Эти все герои, богатыри, пограничники периода ордынского нашествия. Защищавшие границы Киевской России от ига степняков (полянников, полянщин, поленников), эпос о которых сохранился до наших дней и собранные материалы на территории Северо-запада России, распространившиеся в эпоху Новгородского княжества собранные в 18-19 столетии.

Богатыри позднего периода Василий Буслаев, Александр Невский, Константин Новоторжский, но они заслуживают отдельного внимания.

Образ русского богатыря являет собой представление о герое в национальной традиции. Данные представления были сформированы на этапе создания древнерусской национальной общности и нашли свое отражение в разные эпохи развития нашей страны. Русский богатырь является сакральным мифологизированным символом российского национального мировоззрения, представляя собой культурную ценность, выражая защитно-патриотическую идею, совмещенную с культурно-нравственным народным идеалом.

В течение столетий представления о герое в национальной культуре народов России, претерпевали некоторые изменения, облекаясь в новые художественные формы, однако суть идеи богатырства – самозабвенной защиты своей Родины и народа – оставалась неизменной.

Поделиться: